Схема проводки ИЖ Юпитер 4: особенности бесконтактной системы зажигания
Схема проводки ИЖ Юпитер 4 стала революционным решением для всей отечественной мототехники. Именно с данной модели Ижевский мотозавод стал комплектовать мотоциклы 12 вольтовым оборудованием, существенно увеличившим искрообразование в системе зажигания.
Улучшения мотоцикла
На мотоцикле появились новые электрические устройства:
- Генератор переменного тока нового поколения мощностью 100 Вт;
- Новый электронный блок, состоящий из выпрямителя и регулятора напряжения БПВ14-10;
- Электронный коммутатор;
- Катушка зажигания ИЖ-ПС;
- Современные приборы и контрольные лампы.
Кроме того, возросла мощность приборов освещения, в сравнении, например, со схемой проводки ИЖ Планета 2:
- Головного света фар;
- Габаритных огней;
- Указателей поворотов;
- Стоп-сигналов.
Справочно: сочетание надежности работы двигателя и улучшения заметности повысило безопасность транспортного средства на дорогах общего пользования.
Бесконтактная система зажигания
Схема электропроводки ИЖ Юпитер 4 имела еще одно отличие от мотоциклов прошлых лет выпуска, например от схемы проводки ИЖ Юпитер 3.
На него устанавливалось бесконтактное электронное зажигание, позволявшее улучшить все рабочие характеристики:
- Мощность двигателя возросла на 3 л.с.;
- Появилась возможность эксплуатировать мотоцикл даже с «подсевшим» аккумулятором.
Настройка угла опережения зажигания
В отличие от классической схемы контактного зажигания, как в электропроводке Ява 350 где время размыкания контактов можно определить и отрегулировать с помощью сигнальной лампочки, в бесконтактной системе зажигания (БСЖ) подобные методы неприменимы.
Предостережение: Проводка ИЖ Юпитер 4 не предназначена для проверки высоковольтного провода на искру – только на свече, прислоненной к «массе».
Дело в том, что слишком большое расстояние провода от массы спровоцирует скачок напряжения во вторичной обмотке катушки, и разряд выведет ее из строя.
Как правило, подобный «эксперимент» выводит из строя и выходной транзистор коммутатора, что автоматически приводит к его отказу.
Для выставления угла опережения зажигания необходимо:
- присоединить своими руками вольтметр в цепь с датчиком Холла. Провод «+» подключите к контакту №2, а «-» присоедините к №3;
- провернуть коленвал в положение, соответствующее моменту искрообразования в одном из цилиндров;
- включить зажигание;
- провернуть модулятор до изменения показаний вольтметра;
- скачок напряжения соответствует моменту разряда БСЖ;
- зафиксировать положение модулятора с помощью крепежного болта;
- повторить операцию для второго цилиндра.
Совет: Используйте вольтметр сопротивлением 10-50 кОм, оснащенный шкалой не менее 15 В. Такой вольтметр позволит более точно считывать показания.
Электронный коммутатор
Особенностью бесконтактной системы зажигания является электронный коммутатор. По сути, на всех без исключения мотоциклах и автомобилях, оснащаемых трехфазным асинхронным генератором с электромагнитным возбуждением он абсолютно одинаков.
Поэтому, установка на мотоциклы ВАЗовских коммутаторов – не прихоть или «глупость», а совершенно обоснованный с точки зрения электрики подход:
- принцип действия у них одинаков;
- параметры работы схожие;
- габаритные размеры допускают монтаж на мотоцикле в ящике для инструментов.
Справочно: вдобавок ко всему, цена «чужих» коммутаторов дешевле благодаря их массовости. Тогда как на ИЖ Планета и Юпитер коммутаторы достаточно дефицитная запчасть.
Регулятор напряжения
Еще одной особенностью отличается ИЖ Юпитер 4 – блоком выпрямителя и регулятора напряжения БПВ14-10:
- Он замеряет напряжение в сети;
- При падении (низкие обороты генератора), реле увеличивает подачу тока подмагничивания;
- При увеличении (высокие обороты генератора) реле уменьшает подмагничивание.
В результате подобной работы напряжение в бортовой сети мотоцикла постоянно удерживается на уровне 14-14,5 В. Сделано это специально, чтобы аккумулятор не участвовал в процессе искрообразования и постоянно заряжался.
Щиток приборов
В облик новой модели мотоцикла хорошо вписался новый щиток приборов, объединивший:
- Спидометр;
- Замок зажигания автомобильного типа;
- Контрольные и сигнальные лампы.
Вывод контрольных ламп отдельно от шкал приборов положительно сказался на информативности. Теперь водителю легко увидеть их показания дополнительно снабженные надписями.
Также легко осуществлять и замену перегоревших ламп:
- Используя крестообразную отвертку;
- Вывернуть 3 шурупа (на схеме вверху под №3);
- Снять крышку;
- Извлечь вышедшую из строя лампу;
- Установить рабочую;
- Собрать щиток в обратной последовательности.
Выводы
Надеемся, что представленные в статье схемы электрооборудования и видео материал помогут вам в обслуживании и техническом уходе за мотоциклом ИЖ Юпитер 4. И благодаря вашей заботе он будет безотказно служить еще не один десяток лет.
Мужики где найти поршневую на 4 юпитер?
Статья не только глупая НО и ВРЕДНАЯ! Сам подход в принципе бред, того, кто не разбирается в электронике. На ИЖ Ю4 ; (5) не возможно использовать автомобильный коммутатор- низзя подавть искру одновременно в оба цилиндра… Низзя использовать датчик холла – в сильном магнитном поле от генератора эффект холла даёт большую погрешность и сбои… Я эксплуатирую ИЖ Ю4 с 1986 г. и поныне. Мой “Буцефал” полностью переделан. Электронное зажигание изготовлено по схеме Г.Карасёва из Ж.”Радио” два одинаковых блока, работающих на каждый цилиндр. Реле регулятор пришлось изготовить по автомобильной схеме, т.к. тиристорный регулятор из за помех несовместим с электроникой… Многочисленные опыты и ошибки с БСЖ привели меня к изготовлению БСЖ на ИНФРАКРАСНЫХ лучах. Тогда в природе ИНФРА- пары были только в компьютерных мышках С ШАРИКОМ! они не реагируют на солнце и на свет от лампы накаливания. Сейчас выбор комплектующих гораздо богаче. . “Опережение” я устанавливаю по “индикатору радиальных биений” ( см. у токарей) с точностью до сотой доли мулиметра. Это позволило свести до минимума радиальные биения механического прерывателя , сидевшего на конце консоли генераторы. Работа двигателя стала совсем другая!….А то, что написано в статье приемлемо ТОЛЬКО для мото ( или для одноцилиндровых особенно) с четырёхтактными ДВС.
Отличная статья! Спасибо!
Hello,
My name is Johan, I am a PHP programmer that specializes in data driven web applications.
Anything related to PHP, MySQL, Data scraping etc.
If you have any custom jobs you can add me on skype to discuss your requirements.
Skype: cmsdevelopers
Regards,
Johan