Схема проводки ИЖ Юпитер 5: переделки системы зажигания
Главное визуальное отличие двух мотоциклов семейства ИЖ – это количество цилиндров двигателя. У модели «Юпитер 5» их два, тогда как «Планета 5» имеет только один.
Во всем остальном модели максимально унифицированы друг с другом, за исключением электрических компонентов.
Справочно: еще одна конструктивная особенность ИЖ Юпитер 5 последних лет выпуска заключается в использовании водяного охлаждения.
А у Планеты 5 все двигатели воздушного охлаждения.
Особенности электрооборудования
Несмотря на унификацию деталей с другими моделями, схема проводки ИЖ Ю5 выбрана для батарейного использования.
Речь идет о контактной системе зажигания, которая при «севшем» аккумуляторе сразу создает проблемы владельцу:
- Запуск двигателя затруднен;
- Двигатель работает с перебоями;
- Движение на малой скорости еще больше разряжает АКБ.
Поэтому, многие владельцы предпочитают модернизировать своими руками систему зажигания на более прогрессивную – бесконтактную электронного типа. Также следует отметить, что ремонт проводки ИЖ Юпитер 5 при возникновении желания подобной модернизации не потребуется (см. также статью о схеме проводки ИЖ Планета 5).
Справочно: в отличие от модели Юпитер, на модифицированную ИЖ Планету 5 устанавливали новую проводку и электронную систему зажигания.
Предлагаемые ниже способы как раз рассчитаны на упрощенную работу – не требующую серьезной замены компонентов.
Переход на бесконтактную систему зажигания
Владельцами ИЖ Юпитер 5 за годы эксплуатации разработана не одна инструкция по переделке электрической сети. И практически все они базируются на элементах от других отечественных мотоциклов (см. также особенности схемы проводки мотоцикла Урал).
Но есть и более прогрессивный способ, при котором:
- Генератор и проводка на ИЖ Юпитер 5 остаются;
- В электросхему вносятся небольшие переделки;
- Аккумуляторная батарея остается для обслуживания вспомогательных систем.
Речь идет о модернизации системы зажигания с комбинированным применением элементов от автомобиля ВАЗ-2108 и мотоцикла Планета 5.
При этом принципиальная схема проводки на ИЖ Юпитер 5 сохраняется:
- Устанавливаются два датчика Холла;
- К ним подключаются два электронных коммутатора (п.1 и 2 – с ВАЗ). Каждая пара датчик-коммутатор обсуживает 1 цилиндр;
- Две катушки зажигания от мотоцикла семейства ИЖ.
На представленной выше схеме цифрами обозначены:
- Свечи зажигания;
- Катушки Планета 5;
- Коммутаторы с «восьмерки»;
- Датчики Холла с «восьмерки»;
- Замок зажигания;
- Аккумуляторная батарея.
Доработка генератора
Данная технология перехода на бесконтактную систему зажигания интересна тем, что владельцу мотоцикла нет необходимости покупать новый генератор, предназначенный для работы в системе электронного зажигания. Соответственно, что и цена переделки будет минимальной.
Достаточно:
- Изготовить модулятор, который будет прерывать цепь;
- И установить его на генератор (на вал ротора).
В качестве такого модулятора-прерывателя может послужить пластина из металла, с просверленным в ней отверстием под крепежный болт.
Порядок установки модулятора следующий:
- Пластина-модулятор (на схеме внизу под №2) устанавливается под крепежный болт;
- Несильно притягивается ним;
- Вращением коленвала устанавливаем поршень в ВМТ;
- Выставляем угол опережения зажигания;
- Затягиваем крепежным болтом пластину.
Справочно: помимо модулятора устанавливается под крышку двигателя и два датчика Холла (на схеме №1). Места для их крепления есть.
Улучшение штатной системы
Для тех владельцев, которые не хотят переходить на бесконтактную систему зажигания, существуют и другие способы улучшения искрообразования.
При этом проводка мотоцикла ИЖ Юпитер 5 анализируется на предмет проблемных мест, и чаще всего:
- Диагностируется первичная цепь от АКБ к катушке;
- Выявляются места снижения напряжения, вызванные эксплуатационными условиями.
Простой осмотр первичной цепи продемонстрирует сразу несколько проблемных мест:
- четыре штепсельных разъема;
- аварийный выключатель зажигания;
- контакты центрального переключателя;
- контакты прерывателя.
При идеальных условиях эксплуатации столь сложный участок цепи будет работать безотказно.
А на практике он подвергается пыли грязи, летящей из-под колес, поэтому в цепи из-за увеличения сопротивления в местах контактов:
- снижается напряжение с 12 В до 7-8 В;
- этого недостаточно для возбуждения мощного разряда вторичной обмотки катушки;
- как следствие – низкий разряд на свече, делающий затруднительным воспламенение горючей смеси в цилиндрах.
А если к этому добавить «севший» аккумулятор и замасленные свечи с обгоревшими контактами, то процесс искрообразования становится и вовсе проблематичным.
Решают подобные дефекты мотоциклисты следующим образом:
- традиционная пайка. Проводка на ИЖ Ю5 избавляется от штепсельных соединений и банально пропаивается вручную каждый проводок с последующей изоляцией;
- установка дополнительного тумблера (на схеме №1), отключающего всех потребителей в момент запуска двигателя. Это позволяет подать на катушку максимальное напряжение с аккумуляторной батареи;
- переделка замка зажигания. К свободному разъему замка 4 (на схеме №2) припаивается провод, второй конец которого подается на плюсовую клемму катушки.
Штатный провод зажигания от клеммы 5 переносится на клемму 6 и при активации данного положения ключа, активируется упрощенная схема подачи питания с АКБ на первичный контур катушки.
Выводы: вы можете узнать из данной статьи не только опробованные способы улучшения электрической части мотоцикла (как и в статье об электропроводке Ява 350), но и просмотреть видео материалы, наглядно демонстрирующие алгоритм работ по модернизации.
Помогите разобрал генератор отцепил все провода незнаю как подцепить обратно юп5
Помагите собрать проводку
To the avtoelektrik-info.ru administrator, Your posts are always well-supported by facts and figures.