Схема проводки ИЖ Юпитер 3. Особенности системы зарядки аккумулятора. Замена генератора. Переход на 12 вольтовую схему
Постоянно работая над усовершенствованием своих моделей, в 1971 году Ижевский мотозавод выпустил новый мотоцикл – ИЖ Юпитер 3, имевший некоторые отличия от предшественника.
В частности, схема проводки ИЖ Юпитер 3 видоизменилась, однако улучшения оказались «капризными» и стали объектом для экспериментов.
Внесение изменений владельцами
Ненадежность отдельных узлов и барахлящая проводка на ИЖ Юпитер 3 заставила владельцев вникать во все тонкости модернизированных элементов.
И первым вызвавшим многочисленны нарекания были изменения первичной цепи источников питания:
- Аккумуляторной батареи;
- Генератора.
А также системы зажигания и цепи для осветительных приборов прицепного модуля – грузопассажирской коляски. В большинстве случаев причиной отказа был банальный заводской брак.
Система зарядки аккумулятора
При существовавшем в те годы тотальном дефиците запчастей для мотоциклов, незапланированный выход из строя:
- аккумуляторной батареи;
- реле-регулятора напряжения;
- катушек зажигания;
надолго оставлял владельцев без транспорта. Кроме того, некачественная сборка отдельных элементов приводила к нестабильной работе всех систем. Это заставляло своими руками улучшать и доводить до ума заводской брак (например, смотрите как модернизировать схему проводки ИЖ Планета 5).
Совет: представленная выше схема регулятора опробована на многих мотоциклах семейства ИЖ. Ее особенность заключается в раздельной подаче питания – при включении цепь зажигания получает «+» от аккумуляторной батареи.
А обмотки возбуждения запитываются от генератора (клемма «Я») и не разряжают АКБ при остановленном двигателе.
Замена генератора
Также много замечаний вызывала работа штатного генератора постоянного тока Г36М7. Частые поломки и нестабильная работа вынуждала владельцев искать ему замену.
Появившиеся новые модификации семейства ИЖ с 12 вольтовыми генераторами тут же были охвачены вниманием владельцев ИЖ Юпитер 3, которые смогли найти способ переоборудования своего мотоцикла на новую схему работы (см.также схему проводки ИЖ Юпитер 5).
И среди имевшихся в свободном доступе был генератор 281.3701, пригодный для всех серий «Планет» и «Юпитеров».
Для переоборудования работы требовался:
- Рабочий генератор на 12 В;
- Блок БПВ 14-10;
- Новый 12-вольтовый аккумулятор 6МТС-9, либо еще один аккумулятор ЗМТ-8 (штатный);
- Новые 12-вольтовые лампочки (для замены штатных на 6В);
- Стальная пластина-переходник для монтажа нового генератора;
- Правая крышка двигателя от моделей ИЖ Планета 5 или Юпитер 5.
Совет: самостоятельная переделка крышки под новый генератор может обернуться поломкой.
Поэтому, опытные владельцы рекомендуют приобрести оригинальную крышку от «старших» моделей, которая изначально рассчитана на его посадочные габариты.
Инструкция по установке нового генератора очень проста:
- Переходник устанавливается в правой половине картера;
- Фиксируется короткими болтами диаметром 6 мм;
- Статор нового генератора через резьбовые отверстия М5 стыкуется с переходником с помощью трех винтов.
Переход на 12 вольтовую схему
Использование электрических деталей от поздних моделей мотоциклов неизбежно затронет и смену вольтажа, поскольку:
- Система на 12 В более прогрессивна;
- Обладает повышенным искрообразованием;
- Более «живуча» в нашей климатической зоне.
Справочно: Цена многих деталей доступна для владельцев мотоциклов, поэтому модернизация не бьет по карману.
Выводы
Надеемся, что вам поможет предложенный алгоритм доработки штатной электросистемы мотоцикла ИЖ Юпитер 3 с видео и фото материалами (см. также схему проводки ИЖ Планета 3). И вы воспользуетесь данным способом для модернизации собственного мотоцикла.
а чертеж шайбы можно?
Мне кажется можно…
Hi avtoelektrik-info.ru admin, Thanks for the well-structured and well-presented post!