Проводка Ява 634: особенности генератора и аккумулятора мотоцикла JAWA
Мотоцикл марки JAWA из Чехословакии оказался супер популярным в СССР, особенно в эпоху всеобщего дефицита. Но вот с поставками запчастей не все было отлажено.
А в наших суровых условиях эксплуатации проводка Ява 634 и электрические соединения быстро приходили в негодность, что вынуждало владельцев изыскивать способы ремонта из доступных материалов.
Справочно: данная марка появилась в 1973 году и поставлялась в СССР до 1982 года. Вначале это была модель «634» с 6В оборудованием, а потом ей на смену пришла «638» с 12-ти вольтовой электрической схемой.
Цена стартовала от 950 рублей за новую технику, и редко когда снижалась ниже 450 рублей за подержанный экземпляр.
Особенности эксплуатации
Следует учитывать, что мотоцикл за пару лет успевал сменить нескольких владельцев, поэтому оригинальная инструкция редко когда оказывалась в руках последнего хозяина.
Но на самом деле, опытному пользователю не составляло труда разобраться в схеме электрической проводки (см. также об особенностях схемы проводки ИЖ Юпитер 5). Тем более, обслуживать технику приходилось своими руками по причине отсутствия сервисных станций.
Источники тока
На мотоцикле источниками тока являются два устройства:
- Аккумулятор;
- Генератор.
На приведенном рисунке генератор обозначен буквой – G, и аккумулятор – GB.
Также обозначены:
- Буквой L – обмотка возбуждения статора генератора;
- Буквами EL2 – система зажигания;
- Буквой S – выключатель зажигания;
- Лампа уровня заряда или разряда аккумуляторной батареи обозначена EL1.
Генератор мотоцикла JAWA
На модели «634» устанавливался шести полюсный генератор мощностью 75 ватт и напряжением в 6 вольт:
- Оснащенный двумя прерывателями (по одному на каждый цилиндр);
- Шестью полюсными катушками с железными башмаками;
- И системой самовозбуждения (работа без аккумулятора).
Аккумулятор мотоцикла JAWA
На мотоцикле устанавливался аккумулятор 6 Вольт на 14 А.ч (как и в схеме проводки ИЖ Планета 3).
Из особенностей АКБ можно отметить:
- Расположение под сиденьем;
- Минусовая клемма подключалась на раму;
- Непосредственно у АКБ размещался плавкий предохранитель на 15 А на кронштейне;
- АКБ имела вентиляционную трубку, выведенную вниз мотоцикла.
Справочно: отсутствие запчастей приводило к тому, что владельцы вынуждены были эксплуатировать мотоцикл без АКБ. Это было возможным благодаря конструкции генератора, а также небольшим переделкам электросхемы.
Потребители тока
Следует разделять электросхему потребителей мотоцикла на:
- Первичную электрическую цепь;
- Вторичную электрическую цепь.
Благодаря катушке зажигания они индуктивно взаимосвязаны – первичная цепь тянется от генератора к выключателю зажигания через контакт «51» (на схеме вверху), либо через аккумулятор (клемма «30»).
При включении зажигания (клемма «54»):
- ток подается на первичную обмотку катушки;
- а затем со вторичной на прерыватель зажигания.
Справочно: Принцип действия катушки зажигания заключается в генерировании тока высокого напряжения с помощью первичной и вторичной обмоток, а затем в его подаче на свечу, воспламеняющую топливовоздушную смесь в цилиндре.
Наглядно это можно увидеть на обучающем видео из школьных уроков физики.
Помимо системы зажигания, в электрической схеме присутствуют следующие потребители:
- контрольные лампы приборы и;
- головной свет;
- стоп-сигналы;
- габаритные огни;
- лампы подсветки приборов.
Выводы: Надеемся, что приведенные в статье схемы и технические особенности помогут вам в обслуживании электрических цепей мотоцикла (см. подробнее также статью о электропроводке Ява 350). И ваш «железный конь» прослужит не один десяток лет в исправном состоянии.
Hello avtoelektrik-info.ru webmaster, Your posts are always well organized and easy to understand.