Что такое секвентальная коробка передач
Механическая коробка передач сегодня эволюционировала. Были изобретены различные трансмиссии. Они существенно упростили управление машиной. Важный шаг в этом направлении – создание автоматической коробки передач. Позднее она изменялась и улучшалась. Теперь водителю нет необходимости думать, в какой момент нужно переходить на определенную передачу.
Но инженеры не оставили без внимания и механическую трансмиссию. Ее улучшили и изменили. Появлялись новые механизмы. Результат таких активных поисков лучшего варианта – секвентальная коробка передач. В этом случае передачи могут включаться только в определенной последовательности. Для того, чтобы повысить передачу, вверх, чтобы понизить – вниз.
Поговорим об особенностях коробки передач
В переводе с английского секвентальный означает «последовательный». В такой коробке можно переключать передачи только от высшей к низшей или от низшей к высшей. Данный принцип предусмотрен в мотоциклах с ножным управлением. При переключении передач ногой совершать сложные манипуляции проблематично. Вот почему в этом случае используется простой алгоритм: если рычаг перемещается вверх, передача повышается, если вниз – понижается. Такой вариант очень удобен.
Секвентальная КПП отличается от стандартной тем, что она бывает только двухвальной. При этом синхронизаторы отсутствуют, а шестеренки всегда только прямозубые. Нужны они для того, чтобы продвигать муфты, которые непосредственно включают передачи. Отличия заключаются не только в плане конструкции, но и эксплуатации. Для того, чтобы включить передачу в КПП, нужно выключить сцепление. В секвентальной при подъеме в гору или движении по прямой есть возможность переключения передач, не выключая сцепление.
Достоинства секвентальной коробки
Секвентальная коробка обладает массой достоинств:
- Корпус коробки намного меньше.
- Можно передавать существенно больший крутящий момент.
- Конструкция способна легко выдерживать переменные нагрузки.
- Переключение происходит с большой скоростью.
- Смена передач не влияет на обороты двигателя.
- В трансмиссии сохраняется мощность, вызванная нагревом элементов.
- На подшипники валов оказывается достаточно небольшая нагрузка.
- Обслуживание максимально простое.
Передачи меняются только последовательно в прямом или же в обратном направлении. Повышать передачу можно лишь ступенчато. Перескакивать с первой на третью, например, нельзя. Это не позволит сделать конструкция данной коробки. Еще одно значимое отличие секвентальной коробки – вторичный и первичный вал трансмиссии наборные. Состоят они из взаимосвязанных элементов промежуточного характера.
Данная особенность очень удобна. Механики могут производить быструю смену шестеренок на спортивных авто непосредственно в процессе гоночных соревнований. Нужно это для того, чтобы найти нужные передаточные соотношения зубчатых колес под определенные условия гонок.
Профессиональному механику не трудно понять, что в секвентальной коробке достоинств особых нет.Вот коробка на основе линейного редуктора, где вместо шестерён работают роликовые подшипники, передачи включены сразу все и только с набором скорости передачи просто блокируются автоматически мягко и наоборот. Водитель может принудительно удерживать нужную передачу., коробка в виде трубы с валом внутри.
Николай, мне кажется там не роликовые подшипники, а роликовые обгонные муфты(автологи).
Всё хорошо, за исключением пустяка ! Одни только слова , а где чертеж самого главного , механизма переключения передач , и на саму КПП в разрезе хотелось бы посмотреть.
Василий, в основном тексте описана спортивная КП. Практически все спортивные МКП имеют прямозубое зацепление и это не зависит от типа переключения, просто выжимают все возможное из габаритов картера КП. На фото выше хорошо виден вал привода переключения передач. На нем есть группа винтовых проточек. При повороте этого вала проточки воздействуют на кулаки вилок муфт переключения. При повороте одна муфта выходит из зацепления, а другая входит и так сколько передач, столько раз надо повернуть вал на определенный угол.
Автор, у вас и правда и полуправда! Вы описываете стортивную МКП. Прямозубость шестерен и отсутствие синхронизаторов ни есть отличительная черта секвентальных КП. Секвентальный механизм нужен только для переключения передач. И на простых спортивных КП прямозубые шестерни и отсутствуют синхронизаторы. Это от того, что мощьности спортивных ДВС в разы больше базовых, а картера КП применяют в стандартных размерах. В этих объемах невозможно увеличить пропускную способность синхронизаторов и подшипников опор валов. Прямозубы ставят для возможности установки роликовых подшипников взамен шариковых. Опытные водители и на гражданских авто умеют переключаться без сцепления.