Схема электропроводки ГАЗ: история развития от НАЗ-АА до Газели
Отечественное автомобилестроение ведет свой отчет с 31 мая 1929 года, когда Советское правительство подписало контакт с Ford Motor Company о технической помощи в организации производства. И всякий раз нашим инженерам приходилось проявлять изобретательность, будь-то запуск первой модели НАЗ-АА или разрабатываемая схема электропроводки ГАЗ 52.
Справочно: В конце января 1932 года с заводского конвейера в Нижнем Новгороде сошли первые отечественные автомобили.
Они получили название НАЗ-АА, которое расшифровывалось как Новгородский автомобильный завод и первая модель АА.
Спустя 8 месяцев Нижний Новгород был переименован в Горький, согласно распоряжения Правительства СССР.
И с этого момента изменилась и аббревиатура завода в названиях транспортных средств с НАЗ на ГАЗ.
Линейный ряд автозавода
Нет ничего удивительного, что Горьковский автозавод освоил выпуск сразу нескольких направлений транспортных средств. Собственно говоря, так развиваются все мировые компании. Но у отечественного автозавода своя история, построенная на историческом и политическом развитии страны.
В частности, только за период с 1932 по 1938 гг. автозавод в Горьком запустил в производство 17 моделей и стал ведущим автопроизводителем страны, производя почти 68 % всех выпускаемых в СССР автомобилей.
Легковые модели ГАЗ
В довоенное время завод в Горьком внедрил в производственную программу выпуск следующих моделей:
- Первенец ГАЗ-А имел кузов фаэтон и выпускался с 1932 по 1936 годы на Горьковском автомобильном заводе. Начиная с 1933 года, выпуск модели освоили и на московском заводе КИМ. Всего обоими заводами произведено 42 тысячи автомобилей данной марки.
Справочно: На базе ГАЗ-А выпускались модификации в кузове седан (ГАЗ-3 и ГАЗ-6).
А также в кузове пикап (ГАЗ-4 с колесной формулой 4х2 и ГАЗ-ТК с колесной формулой 6х4).
- Знаменитая «Эмка» – ГАЗ-М1 имевшая и другое название «Молотовец-1», выпускалась с 1936 по 1942 год. Всего выпущено более 63 тысяч автомобилей, включая и модификации с кузовами седан (ГАЗ-61-73 и ГАЗ-11-73); в кузове фаэтон (ГАЗ-11-40 или ГАЗ-61-40), а также в исполнении пикап (ГАЗ-М-415, ГАЗ-61-417, ГАЗ-11-415 и ГАЗ-61-415).
- В послевоенные годы правила бал знаменитая «Победа» – ГАЗ-М20. Ее стали выпускать в 1946 году, и модель продержалась на конвейере до 1958 года. Всего было выпущено более 235 тысяч автомобилей.
- На смену «Победе» пришел представительский седан ГАЗ-12 «ЗИМ». Годы выпуска – с 1950 по 1960 года, также производился в исполнении медицинского седана ГАЗ-12Б. Всего произведено более 21 тысячи авто.
- Самый массовый автомобиль – ГАЗ-21 «Волга» продержался на заводском конвейере с 1956 по 1970 года.
Справочно: электропроводка ГАЗ 21, как и у предшественников была однопроводной.
Роль минусового провода выполняли металлический кузов и узлы трансмиссии.
Это позволяло экономить расходные материалы и упрощало обслуживание автомобиля своими руками.
- ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка» выпускались с 1959 по 1989 годы.
- Универсал ГАЗ-22 «Волга» продержался в программе автозавода с 1962 года по 1970 год.
- Самый массовый автомобиль ГАЗ-24 «Волга» серийно выпускался с 1970 по 1985 год. Имел модификацию ГАЗ-24-10 «Волга» (с 1984 по 1992 год), ГАЗ-24-11 и ГАЗ-24-14 (такси), универсал ГАЗ-24-12 и ГАЗ-24-13 для медицинских служб.
Во многом, технические характеристики схем электрооборудования легковых автомобилей ГАЗ были схожи, о чем можно судить по данным, представленным в таблице ниже:
Параметры |
Схема 21 |
Схема 2410 |
Схема 3102 |
Напряжение в сети, В |
12 |
12 |
12 |
Проводка |
однопроводная |
однопроводная |
однопроводная |
Генератор |
Переменного тока |
Переменного тока со встроенным выпрямителем |
Переменного тока со встроенным выпрямителем |
Распределитель зажигания |
Контактный |
Р119-Б |
Р147 |
Аккумуляторная батарея |
6СТ-54 |
6СТ-60 |
6СТ-60ЭМ |
Свечи зажигания |
А9 или F7 |
А17В или А11 |
А14Д |
Стартер |
Г53 |
СТ 230Б |
С1230Б |
Катушка зажигания |
С дополнительным сопротивлением |
Б115 |
|
Регулятор напряжения |
РР24 |
РР350 транзисторный бесконтактный |
1337.02 транзисторный бесконтактный |
- С 1982 года серийно выпускается ГАЗ-3102 «Волга». Через 10 лет появилась ГАЗ-31029 «Волга».
- Седан ГАЗ-3105 «Волга» продержался на конвейере до 1998 года. (см. также статью Схема электропроводки ГАЗ 3307: особенности переходной модели)
- После распада СССР в производственно программе с 1997 года по 2004 год лидером легковых версий оставалась модель ГАЗ-3110 «Волга». Она имела модификации в кузове универсал для медицинских служб (ГАЗ-310221 и ГАЗ-310231). (см. также статью Электропроводка ГАЗ 3110: последняя попытка для серийных легковых авто)
- ГАЗ-3111 «Волга» – еще одна вариация седана, выпускалась с 2002 по 2004 год.
- В 2004 году появляется ГАЗ-31105 «Волга».
- Последняя легковая разработка – Volga Siber появилась на конвейере в 2008 году и оставалась в программе 2 года.
Грузовые модели ГАЗ
Не менее активно развивалось и грузовое направление.
Начав с чертежей Ford AA и закупаемых за рубежом деталей и узлов, уже к 1933 году автозавод в Горьком освоил выпуск грузовика полностью из отечественных комплектующих:
- Первенец ГАЗ-АА к началу ВОВ преодолел рубеж в 150 тысяч экземпляров и стал самым массовым грузовым автомобилем в СССР.
Обратите внимание!
Дефицит комплектующих преследует отечественный автопром постоянно.
В 30-е годы это были стартер, аккумулятор и шины, которых не только не хватало сборочному конвейеру, но и сказывался их малый эксплуатационный ресурс.
Модификации – ГАЗ-ААА представлял собой трехосный грузовик с колёсной формулой 6×4, а также бронеавтомобили серии БА.
Справочно: Экономить в годы войны приходилось буквально на всем.
Двери кабины нередко обшивали брезентом, а крышу делали фанерной.
- ГАЗ-ММ-В в общей сложности было выпущено с 1932 года почти миллион штук. Причем, только в период ВОВ – свыше 140 000 экземпляров. На его платформе строилась масса других модификаций. Самой запомнившейся благодаря кино является санитарная машина ГАЗ-55 из киноленты «Кавказская пленница».
- ГАЗ-51 стал самым массовым автомобилем 50-70х годов с грузоподъемностью в 2,5 тонны. Всего в послевоенные годы на дорогах страны «бегало» свыше 3,5 миллионов экземпляров.
- ГАЗ-52 представлял собой гибридный вариант с двигателем грузовика ГАЗ-51, а кузов и трансмиссию позаимствовали у ГАЗ-53. Благодаря этому цена автомобиля снизилась.
- ГАЗ-53 представляет собой третье поколение грузовых автомобилей. Имел унифицированную кабину и контрольные лампы на панели приборов вместе с часами.
- Также хочется отметить ГАЗ-3309, выпускаемый с 1989 года и по наши дни. Его предшественник – ГАЗ-53 позволил максимально унифицировать узлы и системы, заложив хорошую основу.
Эпоха «Газели»
Затем наступила эпоха знаменитых «Газелей» и различных модификаций на ее платформе выпускаемых с 1994 года:
- микроавтобуса ГАЗ-2217 («Баргузин»);
- фургона ГАЗ-2705;
- бортового грузовика ГАЗ-3302.
Особенностью новых моделей автомобилей осталась все та же взаимозаменяемость деталей и агрегатов. В таблице внизу представлены унифицированные узлы системы электрооборудования нескольких моделей семейства ГАЗ:
Параметры |
Схема 69 |
Схема 3309 |
Схема 2217 |
Схема 51 |
Напряжение в сети, В |
6 |
12 |
12 |
12 |
Проводка |
Экранированная, однопроводная |
однопроводная |
однопроводная |
Экранированная для ГАЗ-51СЭ, однопроводная |
Генератор |
Г12-Б переменного тока |
Переменного тока со встроенным выпрямителем |
Переменного тока |
Г20 постоянного тока |
Распределитель зажигания |
Контактный |
Р119-Б |
Р147-Б |
Контактный |
Аккумуляторная батарея |
6СТ-60 |
6СТ-60 |
6СТ-55 |
6СТ-75 |
Свечи зажигания |
М8Т |
А11 |
А14ДВР |
С длиной резьбовой части 12 мм |
Стартер |
Г53 |
3002.3708 |
42.3708-10 |
– |
В заключение
Надеемся, что наша статья поможет вам вспомнить историю отечественного автопрома. (см. также статью Проводка ВАЗ: необходимость модернизации) А представленное видео в этой статье наглядно продемонстрирует возможности некоторых из упоминаемых в статье моделей.
I’m essentially delighted to glance at this weblog posts which carries plenty of useful specifics, thanks for delivering this sort of information.
Hello avtoelektrik-info.ru administrator, Thanks for the educational content!