28.04.2014

Схема электропроводки ГАЗ: история развития от НАЗ-АА до Газели

Отечественное автомобилестроение ведет свой отчет с 31 мая 1929 года, когда Советское правительство подписало контакт с Ford Motor Company о технической помощи в организации производства. И всякий раз нашим инженерам приходилось проявлять изобретательность, будь-то запуск первой модели НАЗ-АА или разрабатываемая схема электропроводки ГАЗ 52.

Принципиальная схема электрооборудования ГАЗ М1 образца 1939 года
Принципиальная схема электрооборудования ГАЗ М1 образца 1939 года

Справочно: В конце января 1932 года с заводского конвейера в Нижнем Новгороде сошли первые отечественные автомобили.
Они получили название НАЗ-АА, которое расшифровывалось как Новгородский автомобильный завод и первая модель АА.
Спустя 8 месяцев Нижний Новгород был переименован в Горький, согласно распоряжения Правительства СССР.
И с этого момента изменилась и аббревиатура завода в названиях транспортных средств с НАЗ на ГАЗ.

Линейный ряд автозавода

Нет ничего удивительного, что Горьковский автозавод освоил выпуск сразу нескольких направлений транспортных средств. Собственно говоря, так развиваются все мировые компании. Но у отечественного автозавода своя история, построенная на историческом и политическом развитии страны.

На фото - первый полуторатонный грузовик НАЗ-АА
На фото – первый полуторатонный грузовик НАЗ-АА

В частности, только за период с 1932 по 1938 гг. автозавод в Горьком запустил в производство 17 моделей и стал ведущим автопроизводителем страны, производя почти 68 % всех выпускаемых в СССР автомобилей.

Легковые модели ГАЗ

В довоенное время завод в Горьком внедрил в производственную программу выпуск следующих моделей:

  • Первенец ГАЗ-А имел кузов фаэтон и выпускался с 1932 по 1936 годы на Горьковском автомобильном заводе. Начиная с 1933 года, выпуск модели освоили и на московском заводе КИМ. Всего обоими заводами произведено 42 тысячи автомобилей данной марки.

Справочно: На базе ГАЗ-А выпускались модификации в кузове седан (ГАЗ-3 и ГАЗ-6).
А также в кузове пикап (ГАЗ-4 с колесной формулой 4х2 и ГАЗ-ТК с колесной формулой 6х4).

  • Знаменитая «Эмка» – ГАЗ-М1 имевшая и другое название «Молотовец-1», выпускалась с 1936 по 1942 год. Всего выпущено более 63 тысяч автомобилей, включая и модификации с кузовами седан (ГАЗ-61-73 и ГАЗ-11-73); в кузове фаэтон (ГАЗ-11-40 или ГАЗ-61-40), а также в исполнении пикап (ГАЗ-М-415, ГАЗ-61-417, ГАЗ-11-415 и ГАЗ-61-415).
  • В послевоенные годы правила бал знаменитая «Победа» – ГАЗ-М20. Ее стали выпускать в 1946 году, и модель продержалась на конвейере до 1958 года. Всего было выпущено более 235 тысяч автомобилей.
Общий вид и органы управления автомобиля модели «Победа»
Общий вид и органы управления автомобиля модели «Победа»
  • На смену «Победе» пришел представительский седан ГАЗ-12 «ЗИМ». Годы выпуска – с 1950 по 1960 года, также производился в исполнении медицинского седана ГАЗ-12Б. Всего произведено более 21 тысячи авто.
  • Самый массовый автомобиль – ГАЗ-21 «Волга» продержался на заводском конвейере с 1956 по 1970 года.

Справочно: электропроводка ГАЗ 21, как и у предшественников была однопроводной.
Роль минусового провода выполняли металлический кузов и узлы трансмиссии.
Это позволяло экономить расходные материалы и упрощало обслуживание автомобиля своими руками.

  • ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка» выпускались с 1959 по 1989 годы.
  • Универсал ГАЗ-22 «Волга» продержался в программе автозавода с 1962 года по 1970 год.
Проводка ГАЗ 24 перекочевала под капот ГАЗ 3102
Проводка ГАЗ 24 перекочевала под капот ГАЗ 3102
  • Самый массовый автомобиль ГАЗ-24 «Волга» серийно выпускался с 1970 по 1985 год. Имел модификацию ГАЗ-24-10 «Волга» (с 1984 по 1992 год), ГАЗ-24-11 и ГАЗ-24-14 (такси), универсал ГАЗ-24-12 и ГАЗ-24-13 для медицинских служб.

Во многом, технические характеристики схем электрооборудования легковых автомобилей ГАЗ были схожи, о чем можно судить по данным, представленным в таблице ниже:

Параметры

Схема 21

Схема 2410

Схема 3102

Напряжение в сети, В

12

12

12

Проводка

однопроводная

однопроводная

однопроводная

Генератор

Переменного тока

Переменного тока со встроенным выпрямителем

Переменного тока со встроенным выпрямителем

Распределитель зажигания

Контактный

Р119-Б

Р147

Аккумуляторная батарея

6СТ-54

6СТ-60

6СТ-60ЭМ

Свечи зажигания

А9 или F7

А17В или А11

А14Д

Стартер

Г53

СТ 230Б

С1230Б

Катушка зажигания

С дополнительным сопротивлением

Б115

Регулятор напряжения

РР24

РР350 транзисторный бесконтактный

1337.02 транзисторный бесконтактный

Инструкция на ГАЗ 3102 содержала и подробную схему электрооборудования
Инструкция на ГАЗ 3102 содержала и подробную схему электрооборудования
  • После распада СССР в производственно программе с 1997 года по 2004 год лидером легковых версий оставалась модель ГАЗ-3110 «Волга». Она имела модификации в кузове универсал для медицинских служб (ГАЗ-310221 и ГАЗ-310231). (см. также статью Электропроводка ГАЗ 3110: последняя попытка для серийных легковых авто)
  • ГАЗ-3111 «Волга» – еще одна вариация седана, выпускалась с 2002 по 2004 год.
  • В 2004 году появляется ГАЗ-31105 «Волга».
  • Последняя легковая разработка – Volga Siber появилась на конвейере в 2008 году и оставалась в программе 2 года.

Грузовые модели ГАЗ

Не менее активно развивалось и грузовое направление.

Начав с чертежей Ford AA и закупаемых за рубежом деталей и узлов, уже к 1933 году автозавод в Горьком освоил выпуск грузовика полностью из отечественных комплектующих:

  • Первенец ГАЗ-АА к началу ВОВ преодолел рубеж в 150 тысяч экземпляров и стал самым массовым грузовым автомобилем в СССР.

Обратите внимание!
Дефицит комплектующих преследует отечественный автопром постоянно.
В 30-е годы это были стартер, аккумулятор и шины, которых не только не хватало сборочному конвейеру, но и сказывался их малый эксплуатационный ресурс.

Модификации – ГАЗ-ААА представлял собой трехосный грузовик с колёсной формулой 6×4, а также бронеавтомобили серии БА.

Знаменитая «полуторка» ГАЗ-ММ-В в годы войны выпускалась с одной фарой и без стартера
Знаменитая «полуторка» ГАЗ-ММ-В в годы войны выпускалась с одной фарой и без стартера

Справочно: Экономить в годы войны приходилось буквально на всем.
Двери кабины нередко обшивали брезентом, а крышу делали фанерной.

  • ГАЗ-ММ-В в общей сложности было выпущено с 1932 года почти миллион штук. Причем, только в период ВОВ – свыше 140 000 экземпляров. На его платформе строилась масса других модификаций. Самой запомнившейся благодаря кино является санитарная машина ГАЗ-55 из киноленты «Кавказская пленница».
На таком автомобиле в годы войны с поля боя за ходку вывозили по 6-7 тяжелораненных
На таком автомобиле в годы войны с поля боя за ходку вывозили по 6-7 тяжелораненных
  • ГАЗ-51 стал самым массовым автомобилем 50-70х годов с грузоподъемностью в 2,5 тонны. Всего в послевоенные годы на дорогах страны «бегало» свыше 3,5 миллионов экземпляров.
  • ГАЗ-52 представлял собой гибридный вариант с двигателем грузовика ГАЗ-51, а кузов и трансмиссию позаимствовали у ГАЗ-53. Благодаря этому цена автомобиля снизилась.
  • ГАЗ-53 представляет собой третье поколение грузовых автомобилей. Имел унифицированную кабину и контрольные лампы на панели приборов вместе с часами.
  • Также хочется отметить ГАЗ-3309, выпускаемый с 1989 года и по наши дни. Его предшественник – ГАЗ-53 позволил максимально унифицировать узлы и системы, заложив хорошую основу.

Эпоха «Газели»

Затем наступила эпоха знаменитых «Газелей» и различных модификаций на ее платформе выпускаемых с 1994 года:

  • микроавтобуса ГАЗ-2217 («Баргузин»);
  • фургона ГАЗ-2705;
  • бортового грузовика ГАЗ-3302.
Электрическая схема 2705 с двигателем ЗМЗ-406 применялась и на других моделях. В частности схема 3302 взаимозаменяема с ней на 80%
Электрическая схема 2705 с двигателем ЗМЗ-406 применялась и на других моделях. В частности схема 3302 взаимозаменяема с ней на 80%

Особенностью новых моделей автомобилей осталась все та же взаимозаменяемость деталей и агрегатов. В таблице внизу представлены унифицированные узлы системы электрооборудования нескольких моделей семейства ГАЗ:

Параметры

Схема 69

Схема 3309

Схема 2217

Схема 51

Напряжение в сети, В

6

12

12

12

Проводка

Экранированная, однопроводная

однопроводная

однопроводная

Экранированная для ГАЗ-51СЭ, однопроводная

Генератор

Г12-Б переменного тока

Переменного тока со встроенным выпрямителем

Переменного тока

Г20 постоянного тока

Распределитель зажигания

Контактный

Р119-Б

Р147-Б

Контактный

Аккумуляторная батарея

6СТ-60

6СТ-60

6СТ-55

6СТ-75

Свечи зажигания

М8Т

А11

А14ДВР

С длиной резьбовой части 12 мм

Стартер

Г53

3002.3708

42.3708-10

В заключение

Надеемся, что наша статья поможет вам вспомнить историю отечественного автопрома. (см. также статью Проводка ВАЗ: необходимость модернизации) А представленное видео в этой статье наглядно продемонстрирует возможности некоторых из упоминаемых в статье моделей.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
[flat_ab id="4"] [flat_ab id="9"]
Комментарии
  1. Аватар
    Peter

    I’m essentially delighted to glance at this weblog posts which carries plenty of useful specifics, thanks for delivering this sort of information.

  2. Аватар
    Blanche

    Hello avtoelektrik-info.ru administrator, Thanks for the educational content!

Добавить комментарий
Adblock
detector