26.01.2014

Схема электропроводки ГАЗ 66: особенности системы зажигания и освещения

Серийное производство самого массового грузовика советской армии и народного хозяйства было развернуто в 1964 году. По ряду технических параметров автомобиль получился достаточно уникальным и заслужил всеобщее признание, на долгие годы став основным грузовым транспортом вооруженных сил, оснащенный полным приводом.

Электропроводка ГАЗ 66 была конструктивно простой
Электропроводка ГАЗ 66 была конструктивно простой

Особенности электрооборудования

Военное предназначение автомобиля накладывает определенные свойства на все его системы и узлы. В частности, требования по электрооборудованию заключаются в:

  1. Максимальной защите проводки от наводимых электромеханических помех;
  2. Дублировании основных компонентов, либо их резервной схеме работы;
  3. Максимальной ремонтопригодности в полевых условиях своими руками.
Все электрооборудование двигателя максимально защищено от помех и влаги
Все электрооборудование двигателя максимально защищено от помех и влаги

Справочно: сама же проводка имела классическую схему, присущую контактному зажиганию карбюраторных двигателей. Однако, ряд элементов и узлов были выполнены уникальными, что требовалось по условиям эксплуатации.

Очень часто армейский автомобиль ГАЗ 66 нес на себе функции радиоэлектронной разведки и раннего обнаружения противника. Поэтому, исполнение электрооборудования предусматривало максимальную защиту, ведь цена потери боевой единицы могла иметь тяжелые последствия для боевой операции.

Автоматический радиопеленгатор АРП-11 на базе ГАЗ 66
Автоматический радиопеленгатор АРП-11 на базе ГАЗ 66

Система зажигания

Для защиты системы зажигания, проводка ГАЗ 66 выполнена в экранированном варианте:

  1. Корпус трамблера помещен в герметичный металлический стакан;
  2. Высоковольтные провода к свечам имеют металлическую оплетку;
  3. На свечи одеты металлические колпаки, выполняющие роль экрана.
Защищенный трамблер имеет штуцер для подвода воздуха
Защищенный трамблер имеет штуцер для подвода воздуха

Конструкция основных узлов выполнена таким образом, чтобы система зажигания сохраняла свою работоспособность и при преодолении водных преград. В частности:

  1. В корпус трамблера с помощью гибкого шланга подается с ресивера избыточное давление, препятствующее проникновению воды внутрь;
  2. Высоковольтные провода оснащены герметичными колпаками;
  3. Катушка зажигания также помещена в герметичный корпус (см. также схему электропроводки ГАЗ 3307).
Фото высоковольтных проводов ГАЗ 66 в герметичном исполнении
Фото высоковольтных проводов ГАЗ 66 в герметичном исполнении

Справочно: при преодолении вброд рек и озер водителю предписывалось снимать шкив с привода вентилятора охлаждения двигателя. Это необходимо для того, чтобы уберечь радиатор, поскольку в воде вентилятор создает водную струю, способную вывести его из строя.

Также к системе зажигания были предусмотрены аварийные схемы работы. В частности, заводская инструкция при выходе из строя катушки зажигания или трамблера предписывала следующий алгоритм действий:

  1. Отсоединить провод генератора от катушки зажигания;
  2. Присоединить к аварийному вибратору;
  3. Запустить двигатель и поддерживать частоту вращения не выше 2000 об/мин;
  4. Двигаться с одинаковой скоростью не более 50 км (см. также схему электропроводки ГАЗ 3110).
Аварийный вибратор 5102.3747 на ГАЗ 66
Аварийный вибратор 5102.3747 на ГАЗ 66

При движении на резервной системе зажигания аварийный вибратор исполняет роль катушки и трамблера, постоянно генерируя искру с частотой 250-400 Гц. При этом:

  1. мощность двигателя снижается, что накладывает ограничения на буксируемый прицеп;
  2. автомобиль может проехать еще 50 км, что достаточно для выполнения поставленных командованием задач.

Справочно: на последующих версиях автомобиля устанавливалось транзисторное зажигание. Однако, как и прежде система комплектовалась резервной схемой работы на случай выхода из строя ее электронных компонентов.

Система освещения

Именно по осветительным приборам можно легко отличить гражданскую версию ГАЗ 66 от ее военного оригинала:

  1. Первое поколение (с 1963 по 1968 года) и второе (с1968 по 1985 года) выпускались исключительно для нужд военных;
  2. Третье поколение автомобиля (с 1985 года) получило «прописку» в народном хозяйстве.
Светомаскировочная фара ГАЗ 66 аналогична моделям, устанавливаемым на танки
Светомаскировочная фара ГАЗ 66 аналогична моделям, устанавливаемым на танки

Для военных моделей важнее всего было обеспечить маскировку авто в ночное время, тогда как для гражданских версий задача стоит совершенно иначе:

  1. Обеспечить видимость габаритов автомобиля на дорогах общего пользования;
  2. Обеспечить видимость дорожной обстановки водителю из кабины.

Справочно: Начиная с 1981 года, на ГАЗ 66 устанавливали новые световые приборы, включая и увеличенные в размерах подфарники оранжевого цвета.

ГАЗ 66 с «гражданскими» фарами и габаритными огнями
ГАЗ 66 с «гражданскими» фарами и габаритными огнями

Кроме наружных приборов освещения, существовали и гражданские версии автомобиля, предназначенные для эксплуатации в суровых зимних широтах. В частности, северный вариант ГАЗ 66-92 комплектовался:

  1. Кабиной с усиленной термоизоляцией;
  2. Двойными стеклами;
  3. Дополнительным салонным отопителем и предпусковым подогревателем;
  4. Аккумуляторной батареей увеличенной емкости;
  5. Дополнительными противотуманными фарами.

Особенности комплектации

Оставаясь сугубо армейским автомобилем, ГАЗ 66 использовался во множестве вариантов, среди которых можно выделить различные исполнения кузовов:

  1. Обитаемые кузова-фургоны, предназначенные для обеспечения полноценного отдыха личного состава;
  2. Ремонтные мастерские;
  3. Командно-штабные машины;
  4. Автоцистерны и топливозаправщики;
  5. Инженерную технику (фильтровальные станции, бурильные установки);
  6. Санитарные машины;
  7. Передвижные полевые кинотеатры;
  8. Автомобили продовольственной и тыловой службы.
Санитарный автобус для транспортировки 18 раненых
Санитарный автобус для транспортировки 18 раненых

Справочно: все варианты кузовов имели собственную проводку, систему освещения и жизнеобеспечения от внешних и автономных источников энергии – либо электросеть напряжением 220 (реже 380 В), либо 12 В бортовой источник питания.

Наиболее сложные в электронной сфере были варианты кузовов ГАЗ 66:

  1. Радиотехнические средства связи и управления;
  2. Топографические станции для определения координат воинских формирований;
  3. Системы залпового огня;
  4. Системы химической защиты и обеззараживания;
  5. Средства обеспечения ракетных подвижных комплексов;
  6. Аэродромная техника (радиопеленгаторы, посадочные маяки);
  7. Системы телефонной и телеграфной связи.
Внутреннее электронное оборудование ГАЗ 66 с радиостанцией Р-142 «Деймос»
Внутреннее электронное оборудование ГАЗ 66 с радиостанцией Р-142 «Деймос»

В перечне электротехнического оборудования присутствовали генераторы повышенной мощности, радиостанции, вычислительные комплексы, навигационные системы, системы спутниковой связи, универсальные источники питания и другая специальная аппаратура, сведения о которой представляют военную тайну.

Выводы

В данной статье мы попытались объяснить уникальность транспортного средства ГАЗ 66. И если у вас во владении имеется его гражданская версия, то видео в этой статье и приведенные электросхемы помогут разобраться в особенностях эксплуатации и обслуживания (см. также схему электропроводки ЗИЛ 130).

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
[flat_ab id="4"] [flat_ab id="9"]
Комментарии
  1. Аватар
    Luigi

    Dear avtoelektrik-info.ru webmaster, Your posts are always well researched.

Добавить комментарий
Adblock
detector