ШРУСы: загадочные “гранаты” в вашем автомобиле
Многие автовладельцы даже не подозревают, что в их машине скрываются настоящие “гранаты”. Нет, речь идет не об оружии, а о важнейших деталях трансмиссии – шарнирах равных угловых скоростей, сокращенно ШРУСах. Эти небольшие, но очень важные узлы отвечают за передачу крутящего момента от двигателя к колесам. Без них ваш автомобиль просто не сможет тронуться с места.
Но несмотря на свою незаменимость, шрусы довольно хрупки и капризны. Малейшее повреждение защитного пыльника или износ деталей могут вывести “гранату” из строя в самый неподходящий момент. А последствия этого будут весьма печальными – от невозможности продолжать движение до серьезных поломок коробки передач.
Как устроен ШРУС
Конструкция ШРУСа может показаться сложной, но на самом деле принцип его работы достаточно прост. Основными элементами “гранаты” являются:
- Обойма с канавками
- Корпус с ответными канавками
- Шарики, бегающие по этим канавкам
- Стопорное кольцо
- Защитный пыльник
Именно шарики, перекатывающиеся в пазах, и обеспечивают передачу крутящего момента под разными углами. Это позволяет колесам поворачиваться и совершать ход подвески, не теряя при этом связи с двигателем.
Внутри ШРУСа находится специальная высокотемпературная смазка. Она снижает трение между деталями и отводит тепло. А защитный пыльник предохраняет шарнир от попадания грязи, влаги и пыли, которые моментально выводят его из строя.
Причины поломок
Как бы ни был надежен и качественен ШРУС, рано или поздно он все равно выходит из строя. Причин тому может быть несколько:
- Механические повреждения пыльника и потеря герметичности
- Попадание внутрь грязи и влаги
- Износ шариков, обоймы и корпуса
- Разрушение стопорного кольца
- Некачественная смазка или ее недостаток
Часто недолговечность “гранат” провоцируют сами водители. Злейшими врагами ШРУСов являются резкие старты “с двух педалей”, пробуксовки и торможение двигателем. Все эти действия многократно увеличивают нагрузку на шарниры.
Немало проблем доставляет и наша суровая российская действительность. Глубокие лужи, грязь, реагенты и некачественные дороги безжалостно уничтожают пыльники. А попавший внутрь мусор быстро превращает детали ШРУСа в металлическую стружку.
Симптомы неисправностей
Чаще всего о проблемах с “гранатами” можно узнать по характерному треску и щелчкам при трогании с места и поворотах. Если прислушаться, то их легко отличить от других посторонних звуков.
Еще один верный признак “умирающего” ШРУСа – вибрации при разгоне. В тяжелых случаях они могут отдавать в рулевое колесо и раздаточную коробку.
Ну и конечно, самый явный симптом – хруст при попытке тронуться и полный отказ привода. Обычно это происходит в самый неожиданный момент и не сулит ничего хорошего.
Что делать
Если вы подозреваете, что с вашими ШРУСами не все в порядке – не тяните с ремонтом. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем больше шансов обойтись “малой кровью”.
При образовании малейших трещин на пыльниках их нужно сразу менять. Параллельно следует тщательно осмотреть шарниры на предмет износа и повреждений. Часто после чистки и замены смазки “гранаты” обретают вторую жизнь.
Если же дело зашло слишком далеко, и восстановить ШРУС уже невозможно – не экономьте на покупке новых деталей. Лучше один раз потратиться на качественный ремонт, чем постоянно прислушиваться к треску и бояться встать посреди дороги.
В любом случае, лучшая защита ШРУСов – это аккуратное и бережное вождение. Избегайте луж и ям, не перегружайте двигатель резкими стартами, чаще мойте днище кузова. Тогда “гранаты” не подведут вас в самый ответственный момент и прослужат долгие годы.