Добавить в закладки
Текущий рейтинг статьи:
Статьи

Электропроводка Ява 350: источники питания электрооборудования и электрические компоненты мотоцикла

X ЗАКРЫТЬ

Появившись в 70-х годах, мотоциклы семейства JAWA представляли собой совершенно новую концепцию двухколесного транспортного средства.

Хотя, на первый взгляд все параметры мотоцикла стандартны – электропроводка Ява 350, схема работы двигателя и электрические системы встречалась и раньше на других моделях, включая и отечественные. 

Заводская схема электропроводки Ява 350 образца 1976 года

Заводская схема электропроводки Ява 350 образца 1976 года

Фантастическая популярность

Отечественная промышленность в 70-е годы также не стояла на месте и предлагала потребителям ряд моделей мотоциклов (см. также статью о схеме проводки мотоцикла Урал ).

Однако:

  1. по соотношению скоростных качеств и комфорта;
  2. а также в сочетании с надежностью и простотой в обслуживании своими руками;

мотоциклам из Чехословакии не было равных. Об этом красноречиво свидетельствует статистика: в 1976 году в стране было зафиксировано более 1000 000 владельцев мотоцикла семейства JAWA.

Фирменное фото сети «Спорттовары», продававшей мотоциклы JAWA в СССР

Фирменное фото сети «Спорттовары», продававшей мотоциклы JAWA в СССР

Столь огромная популярность объяснялась довольно просто – отсутствие у граждан технической возможности путешествовать:

  1. Даже имея средства на покупку, легковой автомобиль нужно было ждать в очереди страждущих по нескольку лет;
  2. Отечественные мотоциклы отличались низкой надежностью и не годились для комфортных многокилометровых поездок (см. также о деталях схемы проводки ИЖ Планета 5).

Справочно: свой индекс «350» мотоцикл чешского производства получил от двигателя, чей объем составлял 350 куб. см.
Двухцилиндровый силовой агрегат имел мощность от 12 до 18 л.с. в зависимости от года выпуска.

Особенности комплектации

Мотоцикл поставлялся в СССР в нескольких модификациях:

  1. «JAWA 250» модели 559-07 – вариант с 6В оборудованием и 250 кубовым мотором мощностью 12 л.с. Выпускался с 1969 года;
  2. «JAWA 350» модели 634-04 — вариант с 6В оборудованием и 350 кубовым мотором мощностью 16 л.с. Выпускался с 1973 года;
  3. «JAWA 350» модели 634-08 – вариант с 12В оборудованием на 16-ти дюймовых колесах. Выпускался с 1977 года;
  4. «JAWA 350» модели 638 – последняя из поставлявшихся в СССР моделей. Выпускался с 1986 года и отличался увеличенными до 18-ти дюймов колесами и иной формой рамы.
Цена подержанной Явы в 2 раза превышала цену нового отечественного мотоцикла

Цена подержанной Явы в 2 раза превышала цену нового отечественного мотоцикла

Источники питания электрооборудования

Особенностью чешского мотоцикла был генератор, позволявший эксплуатировать Яву без аккумуляторной батареи. В его конструкции был заложен способ возбуждения электрического тока, достаточный для подачи искры в момент запуска двигателя.

Заводская черно-белая инструкция – основные узлы генератора

Заводская черно-белая инструкция – основные узлы генератора

На представленной схеме цифрами обозначены:

  1. статор генератора JAWA;
  2. рычаг прерывателя;
  3. электронный регулятор напряжения;
  4. панель реле-регулятора4-клеммная;
  5. конденсаторы 2 шт. – на каждый цилиндр.

Справочно: генератор представлял собой систему изолированных радиальных ламелей. Внутри статора располагались катушки и вращающийся ротор с обмоткой.
В процессе вращения в обмотке возбуждения образовывалось магнитное поле, а переменный ток преобразовывался в постоянный через электронный преобразователь.

Аккумуляторная батарея

Вместе с новым мотоциклом в комплекте шла аккумуляторная батарея щелочного типа на 14 Ампер-часов.

Ее особенность заключалась в том, что:

  1. АКБ поставлялась в сухозаряженном состоянии;
  2. Перед эксплуатацией требовалось заполнить ее электролитом;
  3. Рекомендовалось зарядить АКБ перед началом работы в течение 5-6 часов.

На практике все происходило иначе:

  1. Счастливый владелец привозил с собой в магазин готовый электролит;
  2. Заполнял им емкости АКБ;
  3. Заводил мотоцикл «с толкача»;
  4. Эксплуатировал (ехал домой).

Справочно: рекомендуемый производителем дополнительный заряд батареи нужен для того, чтобы свинцовые пластины пропитались электролитом под воздействием электрического тока.
Благодаря этому, ресурс АКБ возрастал до 4-5 лет, тогда как нарушение этой рекомендации сокращало срок службы до 1-2 лет.

Электрические компоненты мотоцикла

Проводка на Яву 350 была известной среди мотоциклов данной эпохи (см. также схему проводки ИЖ Юпитер 5).

На чешской модели использовалась однопроводная 6-ти вольтовая, питающая:

  1. цепь системы зажигания;
  2. цепь габаритов с указателями поворотов и освещения;
  3. цепь головного света.
Заводская цветная схема проводки Ява 350

Заводская цветная схема проводки Ява 350

В освещение мотоцикла Ява входит:

  1. лампы указателей поворотов передние (21Вт);
  2. лампы указателей поворотов задние (21Вт);
  3. лампы подсветки шкалы тахометра (28Вт);
  4. лампы подсветки шкалы спидометра (2Вт);
  5. контрольная лампа оранжевого цвета режима работы указателей поворотов (2Вт);
  6. зеленая лампа режима «нейтраль» трансмиссии (2Вт);
  7. красная лампа контроля работы генератора (2Вт).

Кроме того, проводка Ява 350 имела управляющие устройства для работы электросхем на мотоцикле:

  1. Реле-прерыватель указателей поворотов;
  2. Замок зажигания;
  3. Звуковой сигнал;
  4. Реле заряда АКБ;
  5. Включатель стоп-сигнала;
  6. Аварийный выключатель зажигания.

Выводы: надеемся, что данная статья и видео об особенностях мотоциклов JAWA помогут вам в эксплуатации транспортного средства. А цветные схемы позволят правильно осуществить технический уход.

загрузка...

Добавить в избранное Версия для печати
Поделитесь:
Рейтинг статьи:
Автор: Владимир
Опубликовано: 07.12.2013

Оставить комментарий

ОБЯЗАТЕЛЬНО приложите ФОТО проблемы - так ответ эксперта будет гораздо точней

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Ваше имя:
Ваш e-mail:



Подписывайся на наши новости Вконтакте!